×

Рассекая тишину: автопутешествие по Алтаю в межсезонье

Жёлто-зелёные и красно-рыжие деревья, медно-серые горы и слепяще-бирюзовые реки, отражающие это великолепие природы. Кажется, что очутился в картине художника, отчаянно выплеснувшего краски на огромный холст. После шумного лета Алтай становится безлюдным, спокойным и очень переменчивым в погоде. Рассказываем, где в несезон не встречаются туристы и как совместить автопутешествие и пешие прогулки.

Как добраться

Стоимость авиабилетов из Москвы в Горно-Алтайск и обратно начинается от 17 000 рублей*. Оттуда удобно продолжить путешествие на арендованном автомобиле.

Смотреть авиабилеты

Жители близлежащих регионов предпочитают добираться до первых горных красот Алтая сразу на машине. Например, от Новосибирска до села Усть-Сема 508 км, или около 6 часов пути.

Арендовать машину

Где остановиться

Рекомендуем сделать первую остановку в одном из сёл Майминского или Чемальского района, чтобы не терять время на дорогу на следующий день. Бóльшая часть туристов оседает именно здесь, поэтому инфраструктура развита хорошо. 

В осеннем путешествии есть свои особенности: бронировать жильё на весь маршрут заранее не обязательно, свободных вариантов на любой вкус много, и смотреть их можно прямо на месте. Правда, лучше звонить и уточнять наличие отопления, иначе есть риск ночью ощутить себя обитателем ледяного иглу. Некоторые базы могут быть закрыты на несезон.

  • Мини-отель «Чыгыш» (рейтинг 8,4) — мини-гостиница в селе Усть-Сема, от 2 700 рублей* за ночь.
  • Парк-отель «Манжерок» (рейтинг 8,1) — трёхзвёздочный отель в селе Манжерок, от 4 500 рублей* за ночь.
  • Парк-отель «Берель» (рейтинг 8,2) — расположен в селе Чемал, от 10 000 рублей* за ночь.

Чемальский район

©Vyaznov/Shutterstock

Даже тихой осенью вокруг основных достопримечательностей довольно людно. Но есть и спокойные места, где можно побыть наедине с природой.

Возле Усть-Семы в быструю Катунь впадает небольшая река Сема, образуя маленькие пороги. Побродите по берегу, разглядывая похожие на самоцветы камни всех оттенков фиолетового, серого и оливкового с золотыми прожилками. Осторожно: это медитативное занятие затягивает.

Чуть дальше находятся Катунские ванночки — скальные углубления в реке, в половодье похожие на природные бассейны с тёплой по меркам горных рек водой. Осенью они мелеют, но всё ещё выглядят интересно.

Попасть на берег можно, проехав от Усть-Семы по мосту через Катунь и спустившись с левой стороны по грунтовой дороге. Точные координаты места 51.632085, 85.750241.

Чуйский тракт

©Olga Gavrilova/Shutterstock

Очень рекомендуем освободить побольше гигабайт памяти и зарядить все гаджеты, потому что фотографировать вам захочется каждый сантиметр. Эта отличного качества трасса входит в топ-10 самых живописных дорог мира по версии журнала National Geographic. 

Двигаясь по тракту в сторону границы с Монголией, по пути вы сможете заглянуть во все локации, описанные в статье. 

После Семинского перевала (51.045682,85.604135), где уже в сентябре нередко лежит снег и холодно даже в солнечную погоду, горы становятся выше, подступают ближе, а машин и туристов становится меньше. Зато с каждым километром появляется всё больше гуляющих на самовыпасе животных. Коровы, лошади и овцы к автомобилям привыкли, никуда не торопятся и чувствуют себя хозяевами Алтая, расслабленно стоя посреди трассы. Будьте внимательны и осторожны.

Недалеко от села Онгудай начинается дорога до села Тюнгур (50.855769,85.844175), откуда стартуют походы к высшей точке Алтая — горе Белухе. Эта живописная трасса асфальтирована, что редкость за пределами Чуйского тракта. Места здесь более дикие и безлюдные, а время будто остановилось, зацепившись за верхушки гор. Турбазы по пути есть, но осенью многие пустуют. Прокатитесь немного по этой колоритной дороге, останавливаясь и гуляя козьими тропами, которые любезно проложили копытами рогатые помощники. Вид с каждой возвышенности в любой точке на разноцветные просторы будет завораживающе чудесным.

Перевал Чике-Таман

©volkova natalia/Shutterstock

Когда-то невыносимо сложный и опасный участок пути, а сейчас удобный серпантин среди великолепных пейзажей (50.644974,86.312007).

На вершине есть оборудованная смотровая площадка и торговые ряды с алтайскими сувенирами и угощениями (мёд, чаи, кедровые орешки). Но если пройти через рынок немного вверх, вы попадёте на другую, менее людную сторону. Видами с края обрыва на долину, лежащую прямо под ногами, горные массивы и часть старого тракта можно любоваться в тишине, пока не замёрзнете. На высоте 1 295 метров над уровнем моря межсезонье гарантирует пронизывающие порывы ветра, даже если внизу тепло.

По платной лестнице можно подняться ещё выше, но осенью она закрыта калиткой. Что, впрочем, не мешает любопытным путешественникам легко преодолевать это условное препятствие.

После перевала начинается другой, старый Алтай с большими горами и петляющей дорогой. Эта часть тракта до Курайской степи считается самой эффектной. А в несезон она бывает совсем пустынна, будто вы арендовали весь Алтай. Если мечтаете о той самой фотографии на фоне безлюдной трассы и заходящего за макушки гор солнца, вы знаете, что нужно делать.

Ильгуменские пороги и урочище Кур-Кечу

©Alexey Oblov/Shutterstock

Слева от Чуйского тракта реки Большой Ильгумень и Катунь встречаются, образуя бурлящие, сказочного изумрудно-голубого цвета валы до 3 метров в высоту (50.608386,86.509236). Зрелище одновременно красивое и жутковатое, но странным образом приносящее душевное умиротворение. Обязательно берите туристический коврик, чтобы было не холодно сидеть на камнях, термос с чаем и перекус: вам захочется всматриваться в ежесекундно меняющиеся узоры пенящейся воды, уютно устроившись на одном из гладких серых валунов. 

Проход к порогу осенью стоит 30 рублей с человека и лежит через урочище Кур-Кечу и турбазу.

Живой Алтай

©Olga Gavrilova/Shutterstock

Огромные камни, будто играючи разбросанные посреди поля в красновато-розовых пятнах кустов мощной великаньей рукой, и горный хребет, напоминающий спину задремавшего дракона — что ещё нужно для идеального дневного привала в автопутешествии? Это живописное место находится примерно в 5 км от села Малый Яломан справа от трассы (50.480968,86.628943).

Слияние рек Чуя и Катунь

©gumbao/Shutterstock

Природная достопримечательность, которая есть в программе любого тура, поэтому на смотровой площадке возле тракта людно почти всегда. Граница между мутновато-серой водой Чуи и голубой Катуни заметна в ясные дни, но отчётливей её можно разглядеть, свернув на дорогу к селу Инегень и спустившись около моста (50.392400, 86.677214). Компанию вам, вероятнее всего, составит только табун самостоятельных лошадей.

Дорога до села Инегень

©kaikups/Shutterstock

Если слова «грунтовая» и «в гору» в одном предложении не вызывают у вас приступ тахикардии, то проблем с проездом по накатанной дороге на любой машине не возникнет (50.400084, 86.682446). Некомфортно может быть только в сильный ливень или гололёд. 

Поднявшись наверх, вы окажетесь на просторном плато, до горизонта окружённом медно-сизыми горами, вдруг ставшими гораздо ближе и оттого ещё масштабнее. Ещё чуть дальше по дороге встречаются смотровые точки с открыточными видами на долину, катящуюся по ней Катунь и муравьиного размера домики на берегу.

Тюнгурская тропа

©Forgotron/Shutterstock

Занесённая в виш-листы фанатов пеших походов, вело- и мототуристов, эта тропа мало знакома автопутешественникам. Она начинается от Инегеня (50.240067,86.674600) и ведёт напрямую к Тюнгуру. В советское время здесь пытались проложить трассу, соединяющую сёла, но проект закрыли. Сейчас путников ждут сорок километров узкой (иногда экстремально) тропы над Катунью, горы, умопомрачительные пейзажи, речные броды и полное отсутствие цивилизации. Чтобы пройти путь, понадобится пара дней и снаряжение для автономного похода (палатка, спальник, еда и т. д.). Но можно просто прогуляться здесь одним днём. Впечатлений хватит на месяцы вперёд.

Водопады вдоль Чуйского тракта

Полюбоваться шумными потоками воды, несущимися с гор, можно совсем рядом с трактом. Даже в неважную погоду к ним легко попасть, выскочив ненадолго из машины. В этих местах осенью в будни нет почти никого.

Водопад Ширлак

©Anastasiya Deriy/Shutterstock

Его видно и слышно прямо с трассы, есть указатель, беседка и небольшая парковка через дорогу (50.345753, 87.219205). Поднявшись по несложной каменистой тропе, минут через 10 вы ощутите прохладу этого 20-метрового водопада. А если отыщете едва заметную дорожку, которая ведёт на небольшую смотровую площадку, то среди ваших фотокадров появится удивительный вид сверху на водопадную чашу.

Водопад на реке Боки

©Alex Yellow/Shutterstock

Ещё через 12 километров слева от тракта есть небольшой съезд и дорожка наверх (50.361160,87.366867). Первые пороги каскадного водопада встретятся уже метров через тридцать. Широкие потоки прокладывают себе дорогу по камням прямо среди деревьев, но осенью они мелеют. Зато дышится здесь всегда легко, и вместе с воздухом и водяной взвесью наполняешься лесными витаминами.

Уларские водопады

©Alena Gutarova/Shutterstock

Не доезжая до села Чибит возле большой вывески справа сверните на грунтовую дорогу. Летом там стоит ограждение, и местные предлагают платную конную доставку к водопадам. Осенью никого нет, и можно спокойно продолжить путь на авто. Но пешая прогулка здесь в ясную погоду — эстетический десерт для взора. 

До Малого водопада (Верхний Карасу) идти около 3 км (50.332470, 87.426968), а затем от него примерно столько же до Большого Уларского (Нижний Карасу) (50.339808, 87.391512). Оба окружены ароматным хвойно-лиственным лесом.

Село Акташ и окрестности

©Anya Newrcha/Shutterstock

Большое село раскинулось на южном склоне Курайского хребта, где сливаются реки Чибитка и Менка (50.311312, 87.601563). А значит, великолепные пейзажи вокруг видны из окна любой турбазы даже в ненастную погоду. Прогуляйтесь утром вдоль хрустально-прозрачной речки: тихий ельник на склоне горы и проступающие в клочковатом тумане зелёные замшелые валуны выглядят по-киношному мистически.

В 10 минутах езды от Акташа находится популярное Гейзеровое озеро (50.289259, 87.667145). Осень — редкое время, когда можно долго разглядывать все его фотомодельные таланты без толп туристов. Кристально чистое, ультрамариновое с одной стороны и нежно-фиолетовое с другой, оно ежеминутно меняет причудливый рисунок на дне, как ветреная девушка. Живописный путь к озеру по деревянным настилам через болотистое поле, окружённое горами, доступен в любую погоду. Посещение платное — 100 рублей с человека.

©Starover Sibiriak/Shutterstock

Справа в Акташ упирается крайне фотогеничный Улаганский тракт. На Улаганский перевал (50.499697, 87.655280), один из высочайших автомобильных на Алтае, ведёт хорошая асфальтированная дорога (есть грунтовые участки, но их всё меньше). Эта местность богата симпатичными водоёмами. Одни, как протянувшееся на пару километров озеро Чейбеккёль, доступны с трассы. До других, как маленькое Игистукёль (50.529579,87.707837) с уединёнными домиками не берегу, нужно прогуляться через лес.

Загляните по пути на базу-музей «У Михалыча» (50.473744, 87.621778). Здесь вас встретит экспозиция автомобилей, загадочным образом припаркованных на высоких столбах и камнях, общительный кот и чёрная хрюшка с повадками домашней собаки. И, конечно, незабываемые виды на коричнево-бежевые просторы и озёра в окружении снежных горных шапок на горизонте. В непогоду седое небо добавляет и без того контрастному пейзажу особой драматичности.

Как и везде на Алтае, на Улаганской трассе можно останавливаться в приглянувшемся месте и часами гулять по окрестным тропинкам. Горная осенняя тайга в сплетении зелёных елей и жёлтых лиственниц выглядит очень графично.

©Olga Gavrilova/Shutterstock

После Улаганского перевала качество дороги, ведущей к перевалу Кату-Ярык (50.909449, 88.220269), заметно ухудшается. Но этот путь стоит того: на высшей точке есть неогороженная смотровая площадка с видом на сказочно красивую и почти безлюдную долину реки Чулышман. Туда тоже можно спуститься по крутому грунтово-каменистому серпантину. Правда, неполноприводным машинам с низкой посадкой нелегко придётся на спуске и особенно на обратном подъёме.

В целом с путешествием по Чуйскому тракту и окрестностям справится любой легковой автомобиль на всесезонной резине. Начиная с ноября лучше перестраховаться и сменить колёса на зимний вариант.

И не забудьте захватить с собой тёплые вещи: осень в горах иногда бывает по-зимнему суровой.

*Цены актуальны на момент публикации.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Туристический портал travelimnews
Добавить комментарий